Людмила Петрановская. “Тайная опора: привязанность в жизни ребенка”

Людмила Петрановская

Ни в одном университете не учат быть родителями, а между тем, это, пожалуй, самая важная “работа”.  Книга “Тайная опора” -  как учебник, который открывает сущность взаимоотношений детей и родителей.

Каждому взрослому хочется чувствовать свою значимость, хочется ощущать ценность своей жизни, своего существования. И как важно бывает услышать: “Ты есть, и это хорошо!”

Сколько поколений людей выросли без этого ощущения? Скольким из нас приходилось в раннем детстве плакать часами потому, что детей “боялись избаловать”, думали: “покричит и успокоится”? Что на самом деле означает крик младенца, какой страх он испытывает — с ответа на эти вопросы начинается книга Петрановской.

родители и дети

Людмила Петрановская — педагог-психолог, специалист по семейному устройству детей сирот, тренер, психодраматист в книге “Тайная опора” рассказывает “как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость, как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой как на стержне, держится его личность.”

“Именно полностью удовлетворенная потребность быть зависимым, получать заботу и помощь приводит к независимости и к способности обходиться без помощи. У вас есть только один способ сделать сосуд полным — заполнить его.”

Теория привязанности, на которой основана книга, была сформулирована  психиатром и психоаналитиком Джоном Боулби в 60-80-х годах прошлого века.  “Привязанность” — эмоциональная связь ребенка со своим взрослым.

Эта связь — естественная потребность человеческого детеныша в защите и безопасности. По сути — желание выжить заставляет младенца привязываться к своему взрослому.

воспитание детей

“В России теория привязанности малоизвестна. И это очень жаль, потому что я не знаю на данный момент подхода к изучению человека, изучению детства, подхода к воспитанию и психотерапии более глубокого, точного и эффективного в практической работе.”

9 глав в книге — 9 этапов взросления ребенка. Это путь, который сформирован в ходе эволюции.

“Каждый этап — это новые задачи возраста, новые потребности ребенка, новые возможности, но и новые риски, если потребности не будут удовлетворены.”

Что такое на самом деле кризис одного года. Какие задачи развития у ребенка от года до трех. Для чего нужен кризис трех лет и как его пережить с пользой для обеих сторон. Опасности «нежного» возраста от 4 до 7 лет. Чем заканчивается кризис 6-7 лет. Почему ребенку от 7 до 12 нужен наставник. Чего ждут подростки от родителей и как остаться авторитетом для взрослых детей.

Людмила Петрановская описывает таким образом все этапы развития детей, и каждая глава открывает родителям внутренний мир ребенка, его потребности. Объясняет, почему маленький человек так или иначе себя ведет. И это понимание вовсе не означает попустительство или постоянные уступки.  Оно дает ресурс быть сильным, ответственным, доминирующим взрослым, который не угнетает и подчиняет, а заботится и защищает.

Как говорит автор в предисловии книги: “Не все утверждения этой теории и уж тем более не все утверждения в этой книге полностью научно подтверждены”. Тем не менее, при близком и вдумчивом чтении, не остается сомнений, что теория эта работает, и в конечном счете помогает построить гармоничные отношения с ребенком.

ВЕДУЩАЯ РУБРИКИ | Ирина Каминская

Понравился текст 8

1 комментарий

  • Ответить марта 3, 2016

    Нюша

    книга заинтересовала. завтра поищу в магазине. спасибо! делитесь с нами еще ))

Ответить